Видеоуроки
Современное поколение детей растет и развивается в эпоху высоких технологий. Поэтому очень важно в образовательной деятельности педагогам применять цифровые инструменты и создавать электронный контент. Одним из самых действенных приемов представления учебного материала в последние годы стали видеоуроки.
Рассмотрим особенности создания учебного видео.
- Любое видео учебного назначения несет в себе определенную информацию по теме урока.
- Информация должна быть представлена так, чтобы учащийся смог ее усвоить и запомнить.
- Видеоролик может содержать статичные картинки (фотографии, иллюстрации), печатный текст, видеофрагменты из других видео, анимацию объектов, дикторский голос (запись голосового пояснения происходящего в кадре), титры и информацию об авторах.
- Использование заимствованных материалов должно быть корректным, ссылки на источники указаны с учетом авторского права.
Цель показа: представить в интересной и запоминающейся форме новый материал по теме, расширить рамки традиционных лекций, показать связь различных дисциплин, сделать нескучным и эффективным процесс закрепления или повторения изученной темы.
Варианты создания учебного видео
1. Видеоролик
Учащимся предлагается посмотреть небольшие видеоролики, которые носят познавательный характер. Это могут быть фрагменты из художественных или документальных фильмов, мультфильмов, научно-познавательных программ. Это может быть смонтированный самим учителем набор кадров, специально подобранный и скомпонованный по конкретной теме урока.
После просмотра видео учащиеся отвечают на вопросы, выполняют ряд коммуникативных заданий в диалоге с учителем. Такой видеоролик можно показать на этапе мотивации, актуализации знаний или закрепления изученного материала.
2. Видеоурок
Учащиеся смотрят обучающее видео самостоятельно (оптимальное время не более 6 мин, при большем объеме материала следует создать серию коротких видеороликов). Рассказывается теория (новый материал, термины, определения, вводится новая лексика по теме и др.), затем приводятся примеры и элементарные задания, направленные на самоконтроль усвоения увиденного и услышанного материала. В этом случае требуется комментарий учителя, что и как надо выполнить. Предусматриваются паузы и остановки в видео для самостоятельной работы учащихся.
3. Интерактивное видео
Можно использовать как для изучения нового материала с добавлением вопросов для самопроверки, так и для закрепления уже изученного материала. В готовое видео на определенных кадрах учителем вручную делаются вставки тестовых вопросов (с одиночным выбором, множественным выбором и открытым вводом ответа). Для формирования таких интерактивных вставок используются специальные онлайн инструменты.
Создание видеоурока, как и любого видео, требует соответствующего инструментария.
- видео, созданное на основе презентации PowerPoint;
- монтаж с использованием видеоредакторов (Киностудия Windows Live, Movavi, Sony Vegas и др.). Подробнее см. на странице Видео;
- собственные съемки на видеокамеру и компоновка различных фрагментов в одном кадре как единое целое: в кадре "говорящая голова" и иллюстративный материал;
- различные приемы для достижения большего обучающего эффекта: запись с экрана, скрайбинг, озвучание кадров и персонажей, анимация и т.д.;
- применение эффекта хромакея, создание эффекта "погружения" в среду;
- вставка интерактивных заданий для выполнения их учащимися в процессе просмотра.
Создание видеоурока на основе презентации
Мастерство учителя состоит в том, чтобы уметь самостоятельно и грамотно составлять презентации в PowerPoint, которые станут основой видеоролика. Озвучить материал к подготовленной презентации, чтобы теоретическая часть была доступна и понятна учащимся. Добавить эффекты анимации для текста, сделать акценты с помощью стрелок и рамок для выделения главного, проиллюстрировать сложные процессы динамическими схемами и т.д. Подготовить практическую часть для самостоятельного выполнения учащимся после просмотра фрагмента или всего видеоролика.
При написании сценария следует учитывать темп подачи материала, в тексте следует избегать монотонности, применять регулярную смену контента на слайдах, запланировать кульминацию. В заключительной части следует сделать выводы.
В дизайне лучше использовать единообразие оформительского стиля, удобный шрифт (рекомендованный размер шрифта для текста не менее 18 пт), хорошего качества картинки и цветовые акценты для разделительных слайдов.
Голосовое сопровождение для каждого слайда можно сделать с использованием соответствующей функции прямо в Power Point. Вам необходимо использовать встроенный или внешний микрофон (или гарнитуру).
Рекомендации:
1) Напишите тексты для каждого слайда
2) Перейдите на слайд, во вкладке меню Вставка щелкните по значку с динамиком Звук (он находится справа), выберите позицию Записать звук.
3) В открывшемся окошке укажите название или номер слайда (для удобства поиска в дальнейшем). Нажмите на красный кружок и начните говорить (читать) текст. После окончания, нажмите Стоп и ОК.
4) Проверьте качество записи: щелкните на слайде на значок Звука, прослушайте текст. Настройки и монтаж звука можно сделать с использованием вкладки Воспроизведение (открывается при выделении мышкой значка Звука на слайде)
5) Настройку времени анимированных объектов и голосового сопровождения делайте с использованием вкладки Анимация-Область анимации.
6) Внимание: откройте пункт Область анимации и посмотрите все элементы, элемент с голосовым воспроизведением должен стоять на первом месте.
7) Установите для элемента с голосовым воспроизведением Начало эффекта - с предыдущим. Запустите воспроизведение, отметьте время для анимации других объектов на слайде в соответствии с ритмом голосового сопровождения.
Возможно записать голос в отдельный файл mp3 и добавить на слайд. Алгоритм: меню Вставка - Звук - Аудиофайлы на компьютере. Выбрать файл со своего диска. Вставить на слайд.
Напоминание:
При использовании готовых видеороликов надо заранее просмотреть целиком весь фильм и учесть вероятность добавления рекламы на хостинге.
При скачивании ролика смотреть на качество (рекомендуемое разрешение для хорошего качества - не ниже 720х420).
Обрезку ролика можно делать в интернет-сервисах, например в https://online-video-cutter.com/ru/
Можно включить титры при просмотре видео на YouTube - субтитры, настройки на язык
Примеры видеоуроков
Видеоуроки по учебным дисциплинам
Видеопортал учебных и методических материалов ЦОКОиИТ - http://videoportal.rcokoit.ru/
В разделе Образовательное видео выберите сначала класс и затем учебный предмет - http://videoportal.rcokoit.ru/byedlevel/5
Городской портал дистанционного обучения в СПб - https://do2.rcokoit.ru/
На главной странице есть ссылка для перехода к расписанию видеоуроков по четвертям. Затем выберите класс. Все видеоуроки сгруппированы в расписании по числам и по дням недели.
Примечание: кроме расписания с видеоуроками, портал содержит набор курсов по предметам для различных классов. Есть возможность учителям всех ОУ СПб создавать свои курсы и уроки. Бесплатный доступ на портал оформляется через школьных системных администраторов.
Видеофильмы
Discovery. Взрывая историю. Тайны Афинского Акрополя (6:20 мин) - https://youtu.be/sjrXeK-6upQ
Математика и расцвет цивилизации. Фильм 1. Рождение чисел - https://youtu.be/TQ1y35AxVVM
Интерактивный Тур: Древняя Греция — Афинский Акрополь - https://youtu.be/8BK-dM9U7Vw
Примеры видеоуроков
Видеоурок на портале Видеоуроки "Ёлочные украшения разных стран мира" - https://youtu.be/te00e_-CLWY
Примеры по истории
Афинский акрополь. История Древнего мира - https://youtu.be/sjrXeK-6upQ
Акрополь. Фрагмент видеоурока "В городе богини Афины" - https://youtu.be/xVvxqFVI_ho
Великие географические открытия - новые горизонты - https://youtu.be/zy18HXn-muQ
Беллинсгаузен и Лазарев - открытие Антарктиды - https://youtu.be/w_QkSExrIwI
Открытие Антарктиды - https://youtu.be/HtddwFoKjpQ
Видеоурок по истории СПб - https://youtu.be/BxUYlaVZJGM
Примеры видеоуроков по физкультуре
На портале РЭШ - https://resh.edu.ru/subject/9/
Раздел видео-пособия «ФизкультУРА!» «Лёгкая атлетика» МБОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ» - https://youtu.be/O5lsf3Fmzgs
Техника безопасности на уроках легкой атлетики - https://youtu.be/WAX97LbQfYI
Олимпийские игры в древности. Видео Урок 5 класс - https://youtu.be/ZjWWRzNJBGA
TED Ed - https://ed.ted.com/
Канал TED Ed на русском языке - http://tedrus.com/
Короткие видео (5-10 минут), представляют собой анимированный рассказ об интересном научном факте. Видеоуроки скомплектованы по темам и предметам, оригинальная подача учебного материала, предоставляется возможность создания своего видеоурока.Примеры видеоуроков TED Ed с русскими субтитрами (дата обращения 8.11.21)
Как работает память компьютера? - https://youtu.be/CnsxNw2Unj8
Как Тор получил молот? - https://youtu.be/_bOPtrfCDJg
Легенда о Геракле: 12 подвигов в 8-ми битном мире - https://youtu.be/r4xvRjbrWSs
Краткая история чая - https://youtu.be/4Eg7YHHUcsY
Правда и миф о Короле Артуре - https://youtu.be/PXQjtSKh-rQ
Гениальность таблицы Менделеева - https://youtu.be/EFIWdLnsz_4
Почему нельзя делить на ноль? - TED Ed (TED-Ed RUS) - https://youtu.be/ZzPGSxakTGU
Примеры видеоуроков TED Ed для педагогов области "Искусство"
Краткая история наскальных рисунков. В этой специальной 360-градусной анимации исследуйте древнюю пещеру и ее окрестности - смотреть на YouTube, смотреть на сайте TED)
Белая ложь о римских статуях и зданиях (на англ.языке) включить русские субтитры смотреть на YouTube, смотреть на сайте TED
Почему «Девочка с жемчужной сережкой» Вермеера считается шедевром? (смотреть на YouTube, смотреть на сайте TED)
Разбираем картину Веласкеса «Лас Менинас» («Девы чести») - (смотреть на YouTube, смотреть на сайте TED)
Дополнительно
Рембрандт Ночной дозор - https://youtu.be/PUWgoakROR8
Флеш-моб Ночной дозор с рекламой ING в начале ролика - https://youtu.be/hfWctJumY50
Экскурсия в Эрмитаж (голос диктора) - https://youtu.be/bjEUvs-QEg4Создание интерактивного видео с использованием интернет-сервисов
Платформа https://www.learnis.ru/
Примеры с использованием других сервисов
(пример — https://learningapps.org/397679 )
(примеры — https://h5p.org/node/16609, https://h5p.org/node/14844#comment-5337, https://h5p.org/node/13949 )
Поэма Пушкина «Медный всадник» [Электронный ресурс] // H5P. - Режим доступа: https://h5p.org/node/29641
Комментариев нет:
Отправить комментарий