Смешанное обучение - сочетание очной и дистанционной форм обучения
Смешанное обучение - современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.
Смешанное обучение позволяет реализовать деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС, не только привнести современные технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный темп учащегося, дать мотивацию, отследить его личные достижения и внести изменения в учебную программу.
Смешанное обучение создаёт качественно новую среду, в которой опыт и мастерство педагогов гармонично и эффективно объединяются с современными информационными технологиями и растущими потребностями нашего общества.
Смешанное обучение - это инновационный сценарий обучения, который получил широкую популярность благодаря возможностям цифровых инструментов.
В случае, если изучение предмета проходит в очном формате, а онлайн-часть служит источником дополнительных (факультативных) знаний, такой формат обучения считать смешанным некорректно. Пропорция очной и дистанционной части никак не регламентируется и определяется в ходе создания курса/программы. При этом можно выделить два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе пропорции: время и тип активности.
Внутри классно-урочной системы – модели ротации:
1. Перевёрнутый класс
2. Смена рабочих зон
3. Автономная группа
Модель "Перевернутый класс"
В модели "перевернутый класс" теоретический материал дается на предварительное изучение учащимися дома (за компьютером). Практические навыки отрабатываются на уроке в классе. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию.
Знакомство с темой начинается с того, что ученик получает домашнее задание - познакомиться с теорией по определенной теме в дистанционной форме (видеоурок или видеоролик). Но мало только представить теорию. Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Для этого предлагается задание для самопроверки (например, тесты с возможностью проверить правильность ответов). А также подготовка к уроку может содержать рекомендации, что следует принести на урок, письменные заготовки в тетради.
На индивидуальном уровне – модели персонализации образования:
1. Индивидуальный учебный план (ИУП)
Прогнозируемые результаты:
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Цель занятия:
Обучение считается смешанным, если в его основе лежит одна программа, которую преподают (то есть доносят до слушателя) в разных форматах.
Первый подход — по времени — используется, когда количество очных занятий чем-либо ограничено. Например, это связано с загрузкой преподавателя или с желанием оптимизировать затраты организации по занятости аудиторий, или другими факторами.
Второй подход применяется исходя из целей обучающего курса или программы. Например, если цель курса — обучить навыку, то программу можно выстроить так, чтобы максимальное количество часов было посвящено работе в очном режиме: практика, обратная связь на уроке. А теоретический материал доносился в виде заранее написанных текстов, презентаций, видео-лекций, т.е. с использованием базы знаний в дистанционном режиме.
Другой пример программы, составленной по типам активностей, — перевод индивидуальных консультаций в дистанционный формат. В таком режиме все групповые активности проходят в классе, а дополнительные коммуникации осуществляются дистанционно. Это можно делать с помощью инструментов дистанционного взаимодействия, например, сервиса вебинаров.
Наиболее популярные модели смешанного обучения:
Внутри классно-урочной системы – модели ротации:
1. Перевёрнутый класс
2. Смена рабочих зон
3. Автономная группа
Модель "Перевернутый класс"
В модели "перевернутый класс" теоретический материал дается на предварительное изучение учащимися дома (за компьютером). Практические навыки отрабатываются на уроке в классе. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию.
Знакомство с темой начинается с того, что ученик получает домашнее задание - познакомиться с теорией по определенной теме в дистанционной форме (видеоурок или видеоролик). Но мало только представить теорию. Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Для этого предлагается задание для самопроверки (например, тесты с возможностью проверить правильность ответов). А также подготовка к уроку может содержать рекомендации, что следует принести на урок, письменные заготовки в тетради.
На очном занятии (или на дистанционном уроке) дети вместе с учителем обсуждают изученное и закрепляют материал на практике.
Модель "Смена рабочих зон"
Модель смены рабочих зон или ротации станций имеет следующие особенности: чередование деятельности для групп учащихся в рамках одного урока. Класс делится на группы по числу зон, каждая группа получает маршрутный лист и должна в течение урока поработать во всех рабочих зонах. Например, часть класса делает опыты, другая – работает индивидуально с электронными ресурсами на компьютерах, третья – общается непосредственно с учителем лично (или в удалённом формате в режиме реального времени), потом группы меняются.
Модель "Автономная группа"
Применяется при разноуровневой подготовке учащихся, неоднородности класса (психологический настрой, мотивация, знания ИКТ), наличие детей с ОВЗ и т.д. В этой форме отсутствуют требования к зонированию образовательного пространства. Такая модель может быть реализована и в аудитории как классная работа, и при дистанционном формате. Содержание деятельности обучающихся ориентировано на индивидуальную и совместную деятельность в группе. Каждая группа должна быть обеспечена необходимым набором устройств с соответствующими технологическими возможностями. Учитель должен предусматривать различное содержание и методы обучения для различных автономных групп, регулярное проведение контроля и оценивания развития познавательной сферы обучающихся.1. Индивидуальный учебный план (ИУП)
2. Индивидуальная образовательная траектория (ИОП)
3. Новый профиль
Дополнительный материал
Смешанное обучение — это:
- сочетание очного и дистанционного обучения
- обучение в разных форматах с ЭО и ДОТ, применяемых в одном курсе
- обучение в классе и дистанционно в разных временных пропорциях в рамках одной программы
Расписание занятий можно выложить в открытый доступ с помощью онлайн-сервисов – например, Google Календарь или Google Таблицы. Материалы для самостоятельного изучения и дополнительные задания можно выложить на общедоступный ресурс учителя - блог, сайт, в папку на Google Диск, использовать Систему Дистанционного Обучения и т.д. При переходе на дистанционный режим обучения очное взаимодействие можно организовывать в реальном времени (синхронный формат) через сервисы видеоконференций или вебинарные площадки.
__________________________________________________________________________
Проектирование урока по модели смешанного обучения "перевернутый класс"
Название темы (урока, занятия)
Предмет
Класс (или возраст) учащихся
Форма занятия (урок, внеурочное занятие, доп.образование)
Форма занятия (урок, внеурочное занятие, доп.образование)
Актуальность
Цель и задачи
Цель и задачи
Прогнозируемые результаты:
Предметные: (знание, умение, приобретение опыта).
Метапредметные:
- Регулятивные - (управление своей деятельностью, контроль, инициативность и самостоятельность и др).
- Коммуникативные - (навыки сотрудничества, умение слушать и слышать партнера по работе и др).
- Познавательные - (работа с информацией, выполнение технологических правил и логических операций сравнения, анализа, обобщения).
__________________________________________________________________________
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К УРОКУ ДОМА
- Задание на предварительную домашнюю работу
- Видеоурок
- Материал для самостоятельного выполнения после просмотра видеоролика: задание на самопроверку или интерактивный тест.
- Дополнительный материал для некоторых учащихся (по указанию учителя или по выбору учащегося).
СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ
Выстраивание последовательности работы с использованием учебных материалов для приобретения умений, практических навыков и опыта.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К УРОКУ ДОМА
- Задание на предварительную домашнюю работу
- Видеоурок
- Материал для самостоятельного выполнения после просмотра видеоролика: задание на самопроверку или интерактивный тест.
- Дополнительный материал для некоторых учащихся (по указанию учителя или по выбору учащегося).
СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ
Выстраивание последовательности работы с использованием учебных материалов для приобретения умений, практических навыков и опыта.
Видеоматериалы, презентации, интерактивные тесты, интернет-ресурсы, ссылки на внешние источники, дидактические материалы для закрепления и др.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
Формы, интерактивные презентации, виртуальные электронные доски и др.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
Формы, интерактивные презентации, виртуальные электронные доски и др.
Пример рефлексии с использованием виртуальной электронной доски
Перейдите по ссылке - https://padlet.com/forconcours3/7vj7zaw9ftk4rzmi
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Создайте свою виртуальную доску в сервисе padlet.com и вставьте ссылку в Таблицу продвижения
__________________________________________________________________________
Практическая работа - пример урока по модели Перевернутый класс
Тема занятия "Объёмная ёлочная игрушка"
Предмет Технология, ИЗО
Возраст учащихся - 10-12 лет
Форма занятия - внеурочное занятие, доп. образование
Форма занятия - внеурочное занятие, доп. образование
Актуальность:
Украшение комнаты к Новому году - одно из самых приятных и увлекательных занятий. Особенно приятно украшать ёлку. В магазинах продаются различные по форме и цвету новогодние игрушки, но любому человеку сделать елочную игрушку своими руками гораздо приятнее и совсем не сложно. Такие игрушки делали люди во все времена. В самодельных игрушках есть тепло рук автора и индивидуальное обаяние. Если приложить старания, можно научиться этому на занятиях в школе или посмотрев видео мастер-классы. Освоив одну технологию изготовления шаров из бумаги, можно продолжить работать с различными материалами, фантазируя с нитями, бисером, соленым тестом, ватой, крышками от банок и т.д.
Цель занятия:
формирование новых знаний по технологии изготовления новогоднего подвесного украшения из бумаги и умений конструировать объемную елочную игрушку
Задачи
Образовательные
познакомиться с технологией изготовления ёлочных игрушек из бумаги;
научиться изготавливать объёмный ёлочный шар из бумаги с использованием дополнительно разных материалов
Развивающие
развивать познавательную активность, воображение, творческие способности;
развивать мелкую моторику
Воспитательные
воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус,
воспитывать желание создавать праздничное настроение, дарить подарки
Современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К ЗАНЯТИЮ ДОМА
Посмотрите видео «Ёлочные украшения разных стран мира»
Ссылка - https://youtu.be/te00e_-CLWY
Самопроверка: Ответьте на вопросы по просмотренному видео
Список вопросов, короткий тест в Гугл форме или в LearningApps
Подготовьте для урока и принесите в класс:
2 листа белой и 4 листа цветной бумаги формата А4.
ножницы, линейка, простой карандаш, клей-карандаш
скачайте трафарет круга и треугольника, распечатайте и принесите - файл.
СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ
Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, разборный макет ёлочной игрушки (шарика), полоски бумаги, проволока, пластмассовая трубочка, бусины, ножницы, шило, ёлка, карточки с названиями этапов работы.
Для учащихся: бумага, проволока, пластмассовая трубочка, бусины, ножницы, шило.
Мотивационный этап
Видео или слайд-шоу с музыкой, Новогоднее настроение, Игрушки на елку
Актуализация знаний
Что вы знаете о праздновании Нового года в разных странах и в России? Какие игрушки вы умеете делать своими руками (на предыдущих занятиях)? Какую технику изготовления предметов из разного материала мы уже освоили?
Новый материал с инструкцией для практической работы
Визуальный материал - презентация, интерактивные плакаты и др.
Раскрой деталей шарика - пошаговая инструкция.
Конструирование объемной формы с использованием инструментов и шаблонов.
Соединение деталей, оформление игрушки для подвеса.
Проверка и закрепление усвоенного материала с использованием дидактических интерактивных заданий - технология изготовления по шагам
Фотографирование сделанных игрушек и создание слайд-шоу
Рефлексия:
интерактивная презентация с елкой и шарами разного цвета, учащиеся выбирают каждый свой шар и отвечают на вопрос о том, как для него прошло занятие.
Домашнее задание:
Учитель на виртуальной доске размещает фотографии созданных елочных игрушек детей, созданных на уроке, дает ссылку доступа. Учащимся надо прикрепить к своим игрушкам поздравления и подписать их.
__________________________________________________________________________
Материалы для учителя:
Варианты мастер-классов по технологии изготовления елочной игрушки
Объемный шар из офисной бумаги (пошаговая инструкция)
Объемный шар из бумажных кругов
Видео Как сделать новогодний шар из бумаги
Шар соты - https://youtu.be/TfHnK1pM5_I
Дополнительный материал "Объемные звезды из бумаги" - https://youtu.be/-4BtfXSb4K
Ярмарка мастеров, игрушки не из бумаги - © https://www.livemaster.ru/topic/3279844-article-elochnye-igrushki-svoimi-rukami-podborka-master-klassov-dlya-nachinayuschih-bonus-kak-hranit-novogodnie-ukrasheniya
Комментариев нет:
Отправить комментарий