Смешанное обучение

Смешанное обучение - сочетание очной и дистанционной форм обучения

Смешанное обучение - современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 

Смешанное обучение позволяет реализовать деятельностный подход в соответствии с требованиями ФГОС, не только привнести современные технологии в учебный процесс, но и учесть индивидуальный темп учащегося, дать мотивацию, отследить его личные достижения и внести изменения в учебную программу.

Смешанное обучение создаёт качественно новую среду, в которой опыт и мастерство педагогов гармонично и эффективно объединяются с современными информационными технологиями и растущими потребностями нашего общества.

Смешанное обучение - это инновационный сценарий обучения, который получил широкую популярность благодаря возможностям цифровых инструментов.


Обучение считается смешанным, если в его основе лежит одна программа, которую преподают (то есть доносят до слушателя) в разных форматах. 
В случае, если изучение предмета проходит в очном формате, а онлайн-часть служит источником дополнительных (факультативных) знаний, такой формат обучения считать смешанным некорректно. Пропорция очной и дистанционной части никак не регламентируется и определяется в ходе создания курса/программы. При этом можно выделить два параметра, на которые стоит обратить внимание при выборе пропорции: время и тип активности.
Первый подход — по времени — используется, когда количество очных занятий чем-либо ограничено. Например, это связано с загрузкой преподавателя или с желанием оптимизировать затраты организации по занятости аудиторий, или другими факторами.
Второй подход применяется исходя из целей обучающего курса или программы. Например, если цель курса — обучить навыку, то программу можно выстроить так, чтобы максимальное количество часов было посвящено работе в очном режиме: практика, обратная связь на уроке. А теоретический материал доносился в виде заранее написанных текстов, презентаций, видео-лекций, т.е. с использованием базы знаний в дистанционном режиме. 
Другой пример программы, составленной по типам активностей, — перевод индивидуальных консультаций в дистанционный формат. В таком режиме все групповые активности проходят в классе, а дополнительные коммуникации осуществляются дистанционно. Это можно делать с помощью инструментов дистанционного взаимодействия, например, сервиса вебинаров.
Наиболее популярные модели смешанного обучения:

Внутри классно-урочной системы – модели ротации:
1. Перевёрнутый класс
2. Смена рабочих зон
3. Автономная группа


Модель "Перевернутый класс"
В модели "перевернутый класс" теоретический материал дается на предварительное изучение учащимися дома (за компьютером). Практические навыки отрабатываются на уроке в классе. На очных занятиях дети учатся коммуникации, формируют модели мышления и поведения, а в ходе самостоятельных занятий развивают навыки планирования, контроля, учатся распоряжаться своим временем и искать информацию. 

Знакомство с темой начинается с того, что ученик получает домашнее задание - познакомиться с теорией по определенной теме в дистанционной форме (видеоурок или видеоролик). Но мало только представить теорию. Надо дать возможность обучающемуся убедиться, что он с ней разобрался. Для этого предлагается задание для самопроверки (например, тесты с возможностью проверить правильность ответов). А также подготовка к уроку может содержать рекомендации, что следует принести на урок, письменные заготовки в тетради.
На очном занятии (или на дистанционном уроке) дети вместе с учителем обсуждают изученное и закрепляют материал на практике. 

Модель "Смена рабочих зон"
Модель смены рабочих зон или ротации станций имеет следующие особенности: чередование деятельности для групп учащихся в рамках одного урока. Класс делится на группы по числу зон, каждая группа получает маршрутный лист и должна в течение урока поработать во всех рабочих зонах. Например, часть класса делает опыты, другая – работает индивидуально с электронными ресурсами на компьютерах, третья – общается непосредственно с учителем лично (или в удалённом формате в режиме реального времени), потом группы меняются.
Модель "Автономная группа"
Применяется при разноуровневой подготовке учащихся, неоднородности класса (психологический настрой, мотивация, знания ИКТ), наличие детей с ОВЗ и т.д. В этой форме отсутствуют требования к зонированию образовательного пространства. Такая модель может быть реализована и в аудитории как классная работа, и при дистанционном формате. Содержание деятельности обучающихся ориентировано на  индивидуальную и совместную деятельность в группе. Каждая группа должна быть обеспечена необходимым набором устройств с соответствующими технологическими возможностями. Учитель должен предусматривать различное содержание и методы обучения для различных автономных групп, регулярное проведение контроля и оценивания развития познавательной сферы обучающихся.



На индивидуальном уровне – модели персонализации образования:
1. Индивидуальный учебный план (ИУП) 
2. Индивидуальная образовательная траектория (ИОП) 
3. Новый профиль


Дополнительный материал


Смешанное обучение — это:

  1. сочетание очного и дистанционного обучения 
  2. обучение в разных форматах с ЭО и ДОТ, применяемых в одном курсе
  3. обучение в классе и дистанционно в разных временных пропорциях в рамках одной программы
Расписание занятий можно выложить в открытый доступ с помощью онлайн-сервисов – например, Google Календарь или Google Таблицы. Материалы для самостоятельного изучения и дополнительные задания можно выложить на общедоступный ресурс учителя - блог, сайт, в папку на Google Диск, использовать Систему Дистанционного Обучения и т.д. При переходе на дистанционный режим обучения очное взаимодействие можно организовывать в реальном времени (синхронный формат) через сервисы видеоконференций или вебинарные площадки. 

__________________________________________________________________________

Проектирование урока по модели смешанного обучения "перевернутый класс"

Название темы (урока, занятия)
Предмет
Класс (или возраст) учащихся
Форма занятия (урок, внеурочное занятие, доп.образование)

Актуальность
Цель и задачи

Прогнозируемые результаты:

Предметные: (знание, умение, приобретение опыта). 

Метапредметные: 
  • Регулятивные - (управление своей деятельностью, контроль, инициативность и самостоятельность и др).
  • Коммуникативные - (навыки сотрудничества, умение слушать и слышать партнера по работе и др).
  • Познавательные - (работа с информацией, выполнение технологических правил и логических операций сравнения, анализа, обобщения).
Личностные: (повышение личной мотивации учащихся, формирование эстетической культуры при выполнении творческой работы и др). 

__________________________________________________________________________

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К УРОКУ ДОМА
- Задание на предварительную домашнюю работу
- Видеоурок 
- Материал для самостоятельного выполнения после просмотра видеоролика: задание на самопроверку или интерактивный тест. 
- Дополнительный материал для некоторых учащихся (по указанию учителя или по выбору учащегося).

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ
Выстраивание последовательности работы с использованием учебных материалов для приобретения умений, практических навыков и опыта.
Видеоматериалы, презентации, интерактивные тесты, интернет-ресурсы, ссылки на внешние источники, дидактические материалы для закрепления и др.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ
Формы, интерактивные презентации, виртуальные электронные доски и др.
Пример рефлексии с использованием виртуальной электронной доски
Перейдите по ссылке - https://padlet.com/forconcours3/7vj7zaw9ftk4rzmi


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Создайте свою виртуальную доску в сервисе padlet.com и вставьте ссылку в Таблицу продвижения

__________________________________________________________________________

Практическая работа - пример урока по модели Перевернутый класс

Тема занятия "Объёмная ёлочная игрушка"
Предмет Технология, ИЗО 
Возраст учащихся - 10-12 лет
Форма занятия - внеурочное занятие, доп. образование

Актуальность: 
Украшение комнаты к Новому году - одно из самых приятных и увлекательных занятий. Особенно приятно украшать ёлку. В магазинах продаются различные по форме и цвету новогодние игрушки, но любому человеку сделать елочную игрушку своими руками гораздо приятнее и совсем не сложно. Такие игрушки делали люди во все времена. В самодельных игрушках есть тепло рук автора и индивидуальное обаяние. Если приложить старания, можно научиться этому на занятиях в школе или посмотрев видео мастер-классы. Освоив одну технологию изготовления шаров из бумаги, можно продолжить работать с различными материалами, фантазируя с нитями, бисером, соленым тестом, ватой, крышками от банок и т.д. 

Цель занятия:
формирование новых знаний по технологии изготовления новогоднего подвесного украшения из бумаги и умений конструировать объемную елочную игрушку
Задачи
Образовательные
познакомиться с технологией изготовления ёлочных игрушек из бумаги;
научиться изготавливать объёмный ёлочный шар из бумаги с использованием дополнительно разных материалов

Развивающие
развивать познавательную активность, воображение, творческие способности;
развивать мелкую моторику

Воспитательные
воспитывать аккуратность, трудолюбие, эстетический вкус, 
воспитывать желание создавать праздничное настроение, дарить подарки

Современные образовательные технологии: личностно-ориентированное обучение, ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕГОСЯ К ЗАНЯТИЮ ДОМА

Посмотрите видео «Ёлочные украшения разных стран мира»

Самопроверка: Ответьте на вопросы по просмотренному видео
Список вопросов, короткий тест в Гугл форме или в LearningApps

Подготовьте для урока и принесите в класс: 
2 листа белой и 4 листа цветной бумаги формата А4.
ножницы, линейка, простой карандаш, клей-карандаш
скачайте трафарет круга и треугольника, распечатайте и принесите - файл.

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ

Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, экран, разборный макет ёлочной игрушки (шарика), полоски бумаги, проволока, пластмассовая трубочка, бусины, ножницы, шило, ёлка, карточки с названиями этапов работы.

Для учащихся: бумага, проволока, пластмассовая трубочка, бусины, ножницы, шило.

Мотивационный этап
Видео или слайд-шоу с музыкой, Новогоднее настроение, Игрушки на елку

Актуализация знаний
Что вы знаете о праздновании Нового года в разных странах и в России? Какие игрушки вы умеете делать своими руками (на предыдущих занятиях)? Какую технику изготовления предметов из разного материала мы уже освоили?

Новый материал с инструкцией для практической работы
Визуальный материал - презентация, интерактивные плакаты и др.
Раскрой деталей шарика - пошаговая инструкция.
Конструирование объемной формы  с использованием инструментов и шаблонов.
Соединение деталей, оформление игрушки для подвеса.

Проверка и закрепление усвоенного материала с использованием дидактических интерактивных заданий - технология изготовления по шагам
Фотографирование сделанных игрушек и создание слайд-шоу

Рефлексия:
интерактивная презентация с елкой и шарами разного цвета, учащиеся выбирают каждый свой шар и отвечают на вопрос о том, как для него прошло занятие.

Домашнее задание:
Учитель на виртуальной доске размещает фотографии созданных елочных игрушек детей, созданных на уроке, дает ссылку доступа. Учащимся надо прикрепить к своим игрушкам поздравления и подписать их.

__________________________________________________________________________

Материалы для учителя:
Варианты мастер-классов по технологии изготовления елочной игрушки

Объемный шар из офисной бумаги (пошаговая инструкция)

Объемный шар из бумажных кругов

Видео Как сделать новогодний шар из бумаги

Шар соты - https://youtu.be/TfHnK1pM5_I

Дополнительный материал "Объемные звезды из бумаги" - https://youtu.be/-4BtfXSb4K
Ярмарка мастеров, игрушки не из бумаги -  © https://www.livemaster.ru/topic/3279844-article-elochnye-igrushki-svoimi-rukami-podborka-master-klassov-dlya-nachinayuschih-bonus-kak-hranit-novogodnie-ukrasheniya
















Комментариев нет:

Отправить комментарий