Образовательные веб-квесты
Основная задача учителя в современную эпоху: научить учиться. С внедрением дистанционных форм в образовательный процесс педагог оказывается перед рядом проблем: как организовать регулярную самостоятельную образовательную деятельность учащихся, как повысить качество учебного материала, как заинтересовать учащихся предметом, чтобы ему захотелось самому продолжать учиться и т.п. Один из вариантов решения этих проблем - это применение активных методов, игровых технологий, основанных на использовании ИКТ и интернет-сервисов.
Термины
В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск, «искать что-то, выполнять задания».
Веб-квест - современная образовательная технология, предполагающая целенаправленную поисковую деятельность обучающихся с использованием информационных ресурсов Интернета для выполнения определенного учебного задания.
Особенности
Обычно под квестом подразумевают развлекательную игру, в которой делается ставка на интеллектуальные способности игрока. Игрокам необходимо разгадать несколько загадок и пройти череду препятствий, чтобы достичь поставленной заранее цели. Отличие квест-технологии в педагогике от традиционных игр заключается в заданиях проблемного характера и поиском информации в сети Интернет, а у веб-квестов – «погружением» в открытое информационное пространство (представление результата квеста в Интернете на сайтах или в социальных сетях, использование специальных компьютерных программ).
Как образовательная технология веб-квест опирается на такой подход к обучению, в процессе которого учащийся самостоятельно работает с учебной информацией и формирует новые знания. Его нельзя путать с сетевым проектом, в реализации которого может участвовать группа учащихся. Образовательный веб-квест предназначен для самостоятельной работы ученика по освоению или закреплению знаний. При вовлечении в игру нескольких игроков, каждый из них выполняет свое задание в соответствии с ролью. Итог работы одного участника может быть основой для выполнения задания другому игроку. Таким образом будет виден вклад каждого учащегося в общий результат, что повышает ответственность и формирует коммуникационные навыки.
Кроме предметных компетенций образовательный веб-квест помогает эффективно формировать такие компетенции:
- умение работать с различными источниками информации;
- самообучение и самоорганизация;
- самоконтроль.
К ключевым характеристикам обучения с использованием веб-квестов можно отнести:
- индивидуализацию процесса обучения (выбор вида источника информации в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и выбор темпа изучения учебного материала);
- многообразие видов источников информации: текст, видео, анимация и др.;
- игровой компонент, обеспечивающий мотивацию к изучению учебного материала;
- наличие сюжетной линии, связывающей задания и результаты их выполнения;
- формирование универсальных учебных действий (при самостоятельном выполнении заданий и поиске ответов на поставленные вопросы среди большого количества научной информации у учащихся развиваются критическое мышление, умение сравнивать и анализировать, классифицировать объекты и явления, мыслить абстрактно. Ученики приобретают навыки трансформации полученной информации для решения поставленных задач).
- наличие обратной связи при выполнении заданий для обеспечения самоконтроля.
Подготовительная работа педагога по разработке веб-квеста
- выбирает учебную тему,
- определяет образовательную цель (например, закрепление знаний, изучение нового материала, контроль знаний),
- учебные задачи объединяет с игровыми, уточняет их формулировки (интеллектуальные задания должны иметь поисковый характер),
- детально прорабатывает сценарий по сюжетным линиям и ролям,
- проектирует сюжет, в рамках которого составляется сценарий и реализуется веб-квест (например, поиск сокровищ, путешествие в придуманную страну или перемещение во времени, литературная игра и т.п.),
- проектирует образовательный контент, подбирает ресурсы и оформляет ссылки.
Структура образовательного веб-квеста
Введение
Весь веб-квест может быть сконцентрирован на сайте (блоге). На главной странице размещается обращение автора к участникам квеста для мотивации обучающихся к определённому виду деятельности. Порядок работы может быть оформлен на отдельной странице, где указывается:
- цель и задачи;
- план работы для учащихся и сроки на выполнение заданий;
- компетенции, которые будут сформированы у учащихся после прохождения квеста;
- определяется итоговый результат самостоятельной работы;
- форма предоставления результата
Задания (роли и задание для каждого персонажа) и выполнение
Данный раздел содержит систему заданий, которые должны быть выполнены, чтобы достигнуть цели квеста. Поисковый характер заданий дополняется заранее подготовленными ссылками на источники. Если веб-квест ролевой, то данный раздел содержит описание ролей участников и их задания, которые они должны будут выполнить в соответствии со своей ролью.- Предложенные задания должны быть понятны, интересны учащимся и выполнимы.
- К каждому заданию дается инструкция по его выполнению, как ввести ответ, чтобы получить "ключ" на каждом этапе или собрать материал.
- Даются рекомендации по сбору информации в Интернете, ссылки на ресурсы могут указываться отдельным списком или в самих заданиях.
- Если веб-квест ролевой, то раздел содержит условия выполнения задания для всех участников, формы отчетов о проделанной работе, способы размещения на ресурсе и доступности для другого игрока.
Критерии (оценки)
Указываются критерии за выполнение заданий - количественные оценки (баллы) или качественные (отлично, хорошо, удовлетворительно). Условия и сроки, при которых будет признано прохождение квеста. При ролевом варианте можно представить таблицу, где будут пояснения, как засчитывается выполнение по каждому критерию (понимание задания, выполнение задания, достижение результата, творческий подход).
Заключение
В этом разделе подводятся итоги прохождения квеста, указывается достижение цели, чему научились, какой опыт приобрели, чего достигли. При необходимости размещается информация о награждении. Выражается благодарность в помощи организации квеста и др.
Возможные варианты:
- в виде комментария педагога с переходом на таблицу с результатами,
- в виде итогового теста с вводом фамилии игрока, на основании которого выносится окончательный результат,
- дается список с достижениями и наградами (медали, кубки, звания в команде путешественников и т.п.)
Рассмотрим 2 вида сценариев для образовательных веб-квестов.
1. Последовательное выполнение игровых интеллектуальных заданий индивидуально каждым участником. Основная цель - отработка полученных ранее знаний или поиск ответов на вопросы по теме. Задания строятся по увеличению сложности. На каждом этапе за правильное выполнение задания участник должен получить "ключевой символ" (букву, слово, цифру, число), которые составят кодовую комбинацию для "открытия" последнего испытания для достижения цели игры.
2. Ролевой веб-квест. На сайте размещается описание и условия работы. Каждому учащемуся выдаются роли в соответствии со сценарием игры. Роль должна быть понятно описана, указаны особенности, что делает этот персонаж. Каждый игрок получает свое задание по поиску и сбору требуемой информации, оформлению отчета в определенном виде и срокам передачи другому игроку. Очень важно, что каждому игроку назначается срок на выполнение задания, т.к. его отчет будет использовать следующий игрок для своей работы. Так игроки, работая индивидуально, смогут поучаствовать в создании общего итогового продукта, достичь результата сообща в команде.
ПРИМЕРЫ
Веб-квест по математике "Ах эти вредные числа"
Веб-квест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
При прохождении веб-квеста и для выполнения заданий учащиеся вынуждены прочитать произведение, познакомиться с героями сказки, их личностными качествами, обоснованием их действий и т.д
Комментариев нет:
Отправить комментарий